Важный компонент любого двигателя внутреннего сгорания – это система охлаждения. Нива Шевроле – не исключение. Для диагностики неисправностей и обслуживания данной системы, необходимо знать ее устройство.
Устройство системы охлаждения Шевроле Нива
Охлаждение двигателя на Ниве представлено несколькими элементами:
- Радиатор с вентиляторами – непосредственно охлаждает антифриз. Вентиляторы ускоряют этот процесс при перегреве.
- Датчик температуры – дает ЭБУ впрыска информацию о температуре антифриза для включения вентиляторов.
- Термостат – регулирует круги циркуляции ОЖ для быстрого прогрева двигателя.
- Помпа – необходима для циркуляции охлаждающей жидкости. Представляет собой жидкостной насос.
- Расширительный бачок – используется для компенсации температурного расширения охлаждающей жидкости.
- Соединительные патрубки.
- Радиатор отопителя – в охлаждении двигателя принимает косвенное участие, но помогает обогреть салон, используя тепло антифриза.
Охлаждающая система Шевроле Нива должна быть полностью герметична от воздушной среды. Иначе в ней появятся утечки или воздушные пробки.
Как работает система охлаждения шевроле нива
Условно принцип работы можно разделить на две категории:
- механическая часть:
- электрическая часть;
Каждый из компонентов работает по-своему, но вместе они остужают мотор до рабочей температуры.
Механическая часть
Существует два круга охлаждения двигателя в Ниве – большой и малый. Малый круг представляет собой систему охлаждения без участия радиатора. Такой круг предназначен для быстрого прогрева двигателя. Как только температура достигает 80-83 градусов Цельсия, термостат открывается и заставляет жидкость идти по большому кругу – через радиатор. С этого момента начинается охлаждение антифриза, а за ним и двигателя.
Для циркуляции жидкости по системе используется водяной насос – помпа. Она закреплена на блоке цилиндров и имеет крыльчатку, которая при вращении заставляет жидкость двигаться через рубашку охлаждения двигателя, по патрубкам через термостат, радиатор отопителя и основной радиатор. Помпа приводится в движение через ременную передачу от коленчатого вала двигателя. Этот же ремень приводит в движение насос ГУРа и генератор.
Температурное расширение антифриза происходит в сторону расширительного бачка. На бачке установлена пробка с клапаном, которая сбрасывает избыток давления в атмосферу. Контроль давления в системе позволяет избежать разрыва бачка, а также повышение температуры кипения антифриза.
Электрическая часть
Помимо основной механической, в работе участвует и электрическая часть системы. Датчик температуры, установленный возле термостата, посылает информацию ЭБУ двигателя о текущем состоянии антифриза. Кроме того, с ЭБУ эти данные передаются на щиток приборов.
При достижении температуры 99 градусов Цельсия, в работу вступает правый вентилятор на радиаторе на малой скорости. Если температура не спадает и достигает 101 градуса, то он включается на полную скорость, а вместе с ним начинает работать и левый. Они будут работать до тех пор, пока температура антифриза не упадет до 93 градусов Цельсия.
Решение о включении того или иного вентилятора принимает ЭБУ на основе данных с датчика температуры. Если в цепи датчика обнаружен обрыв, то система переходит в аварийный режим и включает вентиляторы на постоянную основу.